Меню Рубрики

Порфирий иванов причина смерти гангрена

Порфирий Иванов прошел путь от сельского воришки до лидера одной из культовых тоталитарных сект, обещающих своим адептам вечную жизнь.

Порфирия Иванова трудно назвать святым (его сторонники с этим, конечно, не согласятся). В селе, где он жил в молодости, он считался первым вором на деревне. Революцию принял со всем рвением, участвовал в коллективизации, разрушал церкви, играл на крупные суммы в карты. В 1928 он уже был кандидатом в члены ВКП(б), учился в партийной школе, но в 1930 был арестован за мошенничество, попал в лагерь, где активно сотрудничал с администрацией и вышел по УДО через 11 месяцев. В это время его терзала только одна мысль. Он думал о том, как «попасть вожаком в историю». После «прозрения», которое случилось с ним, по основной версии, во время болезни, он понял — как.

Главной целью жизни «по Иванову» является достижение человеком бессмертия. Учитель обещал людям то, чего хочет каждый человек — крепкое здоровье. Это было корнем его Системы. Порфирий Иванов считал: для избавления от болезни мало вылечиться, надо сменить свою жизнь. Ведь болезнь – это наказание, и если не исправиться, недуг обязательно вернется. Первое правило Порфирия – купаться утром и вечером. Второе – нужно найти бедного человека и помочь ему. Далее – надо не пить, не курить, обязательно здороваться с людьми. Если кто-нибудь отказывался выполнять эти советы, Порфирий Иванов его просто не принимал. Он требовал беспрекословного подчинения – такой же веры, как была у него самого. В 1974 году заболела жена Порфирия Иванова. Она получила тяжелую травму: во время укладки сена упала с высокого сеновала. Порфирий был неуклонен: Ульяна должна была попросить его, как и все. Но она так и не смогла назвать своего мужа «Учителем». Порфирий ничем не смог помочь своей жене. Она так и не оправилась от болезни и в том же году умерла.

Порфирий со своим «желтым билетом» был негоден к военной службе. Во время фашистской оккупации он, по его же воспоминаниям, продолжал разгуливать по улице в одним трусах. Немцы дивились и решили его испытывать: обливали водой, возили раздетого на мотоцикле, закапывали в снег. Так рассказывал сам Иванов. Документально подтверждается только особое расположение к нему Паулюса. Он выдал Иванову гербовую бумагу, где было написано, чтобы Порфирия не трогали, потому что он «представляет интерес для науки».

Иванов утверждал, что ему принадлежит заслуга победы над фашизмом. Он писал: «Моя мысль лазила у Гитлера в голове, заглазно пробуждала в нем то, что нужно было для победы над фашистской Германией. Фашистские начальники — политики хитрые, спрашивали у меня: «Кто победит?» — Я отвечал: «Сталин». Непонятно, как Иванов «помогал фронту», так как известно, что в 1943 году он хотел идти к Сталину и просить его заключить мир с Германией.

«Ивановство» соответствует всем признакам тоталитарной секты. В ней есть Учитель, мнение которого принимается всеми участниками сообщества как абсолютная истина. У ивановцев отсутствует критическое мышление к своей деятельности, они используют навязчивую пропаганду для привлечения новых адептов. Жизнь в общине подразумевает социальную локализацию, уход из семьи, отказ от привычного распорядка дня, отказ от материальных благ в пользу секты (в 60-ые годы Порфирий Иванов купил себе новую «Волгу»). В 1992 году в одной из школ Луганской области ивановцы начали свой эксперимент над детьми. На протяжение четырех лет они заставляли младшеклассников «добровольно-принудительно» обливаться водой, поставили в классах высокие парты, за которыми нужно было стоять, проводили уроки пропаганды, на которых рассказывали детям про учение Порфирия Иванова. Итогом этой деятельности стало резкое ухудшение здоровья детей, сколиоз, ослабление зрения. Куда только смотрели родители?

Незадолго до смерти Иванова Порфирий Корнеевич со своими приближенными собрались на священном для них Чувилкином бугре, где пытались принять роды одной из ивановок. Учитель уверял, что рожденный ребенок будет аутотрофным, то есть бессмертным. Младенца собирались отлучить от ма­тери и кормить не молоком, а своей биоэнергией. Ивановцы верили, что новорожденный откроет собой эру бессмертных людей, а после смерти Иванова его душа перейдет в ребенка. В ритуал вмешалась милиция. Роженица была от­правлена в роддом, где благополучно родилась. девоч­ка. Ивановцы до сих пор верят, что родился мальчик и, хотя был подменен, но спасся и тайно растет. и еще скажет человечеству свое слово.

12 лет своей жизни Порфирий Иванов провел в психиатрических клиниках Москвы, Ленинграда, Одессы, Казани, Ростова. Ивановцы убеждены, что такая «героическая» биография говорит в пользу Учителя, но анализ дневниковых текстов Иванова, и анализ его поведения показывают очевидную клиническую картину шизофрении. Иванов оставил после себя более двухсот тетрадей. Они выяваляют спутанность мышления, скачки идей, частую повторяемость элементов речи. В 1936 году Иванов поехал в Москву участвовать в съезде Советов, хотел предложить свой вариант Конституции от имени умалишенных и заключенных, уверял что принимал деятельное участие в полете Гагарина, а также был на Луне, когда туда высаживались американцы. По словам Иванова в 1979-83 годах он исполнял Миссию Бога-Духа Святого, претерпевал все, что происходило в мире и предотвратил этим Третью мировую войну.

Иванов, главной целью учения которого было достижение бессмертия, умер в возрасте 85 лет. Последние годы жизни у него были сильные боли в ноге, но он старался этого не показывать. Умирал он долго и мучительно, завещал после смерти на протяжение трех дней обливать его тело холодной водой. На похоронах никто не плакал: он запретил себя оплакивать. Ивановцы, конечно, не посмели ослушаться Учителя. На могиле Иванова нет ни памятника, ни креста, просто холмик, огороженный живой изгородью. Его последователи верят, что Иванов до сих пор жив.

источник

Порфи́рий Корне́евич Ивано́в (20 февраля 1898 — 10 апреля 1983 )(также известен как «Па́ршек» и «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли»; 1898, село Ореховка, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 1983, хутор Верхний Кондрючий, Свердловский район, Ворошиловградская область, СССР) — создатель оздоровительной и духовной системы.

Родился в ночь с 19 на 20 (с 7 на 8 по старому стилю) февраля 1898 года в селе Ореховка, на Луганщине в многодетной семье шахтёра. В семье было 9 детей, Порфирий был старшим из 5 сыновей. Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году). С 12 лет Иванов начал батрачить, с 15 лет работал на шахте.

В 1917 году был призван в Русскую армию, но не воевал из-за перемирия и был демобилизован в 1918 году. После демобилизации в 1918 году женился на Ульяне Городовиченко, и вскоре у них родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году). Она умерла в 1974 году от травмы, полученной после падения с сеновала. Смерть жены тяжело переживалась Ивановым.

В 1920-е годы сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.

В 1928 году переехал с семьёй в город Красный Сулин, где жил до 1975 года (за исключением 1931—1933 гг., когда, согласно сведениям его последователей, жил с семьёй в городе Армавире).

25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, он пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и спустя пару лет, стал ходить круглый год только в одних длинных трусах.

С 35 лет Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от ношения одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любой холод. Практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе, распространял своё учение. «Эксперимент» Иванова продолжался на протяжении 50 лет.

В 1935 году Иванов был задержан сотрудниками милиции на центральном базаре г. Ростова, где занимался пропагандой своего учения. Он был доставлен в буйное отделение ростовской психиатрической больницы, где ему был поставлен диагноз «шизофрения». Врачебно-трудовая экспертная комиссия вынесла решение об определении Иванова инвалидом первой группы, в результате чего в годы Великой Отечественной войны он не призывался в армию.

Во время захвата Вермахтом Красного Сулина Иванов находился на оккупированной территории, где немцы проводили над ним опыты по переносимости холода.

14 февраля 1943 года были освобождены от немцев Ростов-на-Дону и Красный Сулин. В боях за освобождение Ростова погиб старший сын Иванова, Андрей.

13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье УК РСФСР — антисоветская агитация. 14 апреля 1951 года направлен на принудительное лечение. Содержался во всех трёх существовавших в то время специальных психиатрических больницах тюремного типа МВД СССР — в Ленинграде, Чистополе и Казани (примерно по году или более в каждой). Перед высылкой в Ленинградскую СПБ содержался в Таганской тюрьме. Был освобождён 29 ноября 1954 года.

23 мая 1964 года Иванова арестовали на Украине, было возбуждено уголовное дело по статье мошенничество. 1 сентября 1964 года отправлен на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где признан невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведённое на Иванова по “мошенничество”, было прекращено. Направлен на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу МВД, где содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года. Затем переведён в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. По решению Красносулинского суда окончательно освобождён весной 1968 года.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрю́чий (Свердловский район Луганской области) его учениками был построен т.н. «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года.

В 1979 году Иванов создаёт Гимн „Слава жизни“ — 8 строк, выражающих суть учения.

20 февраля 1982 года » в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) выходит статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека. Автор статьи Сергей Михайлович Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. Дата выхода журнала совпала с днём рождения Иванова — ему исполнилось 84 года. После выхода статьи в «Огоньке» в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — «Детка».

Порфирий Иванов скончался утром 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет у себя дома на хуторе Верхний Кондрючий. Его напротив усадьбы, где он жил.

Как считают авторов документального фильма Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», нельзя точно сказать, что стало причиной смерти, поскольку вскрытие не проводилось. Они отмечают, что к врачам Иванов не обращался принципиально. В то же время в своих последних дневниках он жаловался на сильные боли в ноге. По предположению авторов фильма, возможно, ногу поразила гангрена от переохлаждения, или это были последствия содержания в психиатрических больницах.

По решению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года Иванов П. К. был реабилитирован в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В 2009 году Администрация города Красный Сулин совместно с городскими СМИ запустила проект «Имя Сулин» — выбор человека, внёсшего наиболее значительный вклад в историю города. На первом этапе в местных газетах были опубликованы статьи о 40 известных людях, имеющих отношение к истории Красного Сулина. Среди известных людей был назван П. К. Иванов, «создатель всемирно признанной системы оздоровления человека „Детка“», проживший в этом городе более сорока лет (1934—1975). О нём была опубликована статья «Феномен Порфирия Иванова». На втором этапе, основываясь на итогах голосования красносулинцев, оргкомитет проекта определил список из 12 участников, в число которых вторично вошёл П. К. Иванов.

Ниже приведены примеры непроверяемых или пока недоказанных сведений из жизни П. К. Иванова. Они неоднократно описаны самим Ивановым в его дневниках, зафиксированы в его воспоминаниях, а в некоторых случаях дополнительно засвидетельствованы очевидцами событий.

До 35 лет Иванов жил как большинство окружающих его людей: пил, курил, любил азартные игры, дрался.
Религиовед Кнорре Б. К. пишет, что во времена своей юности «Иванов отличался задиристым, даже хулиганским характером, активно участвовал в деревенских кулачных боях в качестве первого заводилы („битка“)». В 1928 году, уже будучи женатым и имея двух детей, был осуждён на два года по статье 169 (мошенничество, за неуплату патентного налога). Отбывал наказание на лесоповале в Архангельской области и за ударный труд был освобождён досрочно через 11 месяцев.

Коренная перемена в жизни Иванова происходит 25 апреля 1933 года. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. В этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что возможно он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым.

Религиовед Б. К. Кнорре, а также коллектив авторов — религиовед А. С. Тимощук, историк И. Н. Федотова и И. В. Шавкунов в своих работах описывают другую версию, согласно которой Иванов в 1933 году или «в раннем возрасте» заболел раком и обливался водой на сильном морозе с целью умереть от переохлаждения, однако остался жив и выздоровел. Эта же версия излагается в документальном фильме Первого канала «Порфирий Иванов. Двенадцать заповедей», но с оговоркой, что возможно это «миф», придуманный последователями Иванова.

Весной 1934 года из-за серьёзного конфликта с начальством Иванов был уволен без права устроиться на работу в течение 6 месяцев. Этот период вынужденной безработицы (май-октябрь 1934 года) Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходит по Донбассу и стремится научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов приходит к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начинает практику целительства. Методику вырабатывает сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убеждают его в правильности выбранного пути и заставляют идти дальше. Зимой 1934—1935 гг. после исцеления парализованной женщины, которая не ходила ногами 17 лет, Иванов принимает решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и зимой. С весны 1935 года Иванов принципиально отказывается не только от обуви, но и от одежды (всегда, в том числе и зимой, ходит босой, в одних трусах).

Религиовед А. А. Радугин рассматривает историю харизматического пробуждения более подробно. Он анализирует ранние автобиографические работы Иванова (в частности, дневник «История и метод моей закалки», 1951), из которых следует, что «зёрнушко Идеи о необходимости познания Природы и самозащиты от неё» зрело у Иванова ещё с самого детства, с 7-летнего возраста, когда у него на глазах погиб от вихря в степи его родной дед. В 35-летнем возрасте важную роль сыграла встреча Иванова с человеком, который ходил зимой без шапки и не боялся морозов, простуд и заболеваний. Иванов пишет: «Меня вдруг озарила мысль, что человек закалённый может не бояться Природы. В самом человеке есть силы сопротивляться Природе, и что эти силы и я, и каждый человек может и должен иметь и развивать ещё дальше».

Читайте также:  Абсцесс гангрена легкого диф диагностика

В ноябре 1936 года Иванов повёз личное письмо с политическими предложениями в Москву на VIII Всесоюзный съезд Советов, на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению в проекте новой (сталинской) Конституции не были учтены права заключённых и умалишённых. В Москве на Красной площади Иванов, без документов, обнажённый и босой, был задержан милицией и доставлен сначала на Лубянку, где с ним беседует глава НКВД Ежов, а затем в следственный изолятор Матросская тишина. Диагноз Ростовской психиатрической больницы, поставленный Иванову в начале 1936 года, спас ему жизнь. Через 67 суток под конвоем и в одежде он был доставлен к месту жительства.

Зимой 1937 года Иванов был арестован сотрудниками НКВД города Моздок как «диверсант». Проверялся на закалённость: при 17 градусах мороза длительное время обливали водой из колодца. Через 3 месяца был отпущен с извинениями.

Во время войны осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом Паулюсом во время дислокации его штаба в Красном Сулине. Результатом встречи был охранный документ на немецком языке, выданный Иванову, за подписью Паулюса. В документе говорится, что Иванов «представляет интерес для мировой науки». Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванов 27 суток испытывался в днепропетровском гестапо (закапывали голого в снег, ночью под 22 ноября в сильный мороз возили раздетым на мотоцикле по улицам Днепропетровска).

Поздней осенью 1948 года (23 ноября — 5 декабря), в год своего 50-летия и 15-летия своей идеи, Иванов осуществил экстремальный эксперимент — проход от Туапсе до Сочи вдоль берега Чёрного моря. В своих записях и рассказах Иванов утверждал, что начинался проход во время 12-балльного шторма на море, и 12 суток он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и жилого дома.

4 ноября 1975 — 5 марта 1976 года Иванова изолируют на период работы XXV съезда КПСС, куда он написал обращение и собрался ехать. Его ссаживают с поезда, идущего в Москву, и помещают в Новошахтинскую психбольницу. Условия содержания в психбольнице оказались настолько жёсткими, что Иванов был доведён до состояния, близкого к смерти. Непрерывные просьбы родственников и последователей об освобождении были удовлетворены только на следующий день после закрытия съезда. Иванов был выписан под расписку в крайне тяжёлом состоянии под опеку Валентины Леонтьевны Сухаревской (ближайшей последовательницы Иванова, ещё начиная с 1950-х годов) и перевезён на хутор Верхний Кондрю́чий. Будучи на свободе, Иванов через трое суток возвращается к привычному распорядку дня, но из-за сильных болей в правой ноге заменяет пробежки ходьбой. Врач Новошахтинской психбольницы приезжает засвидетельствовать выздоровление.

В 1978 году Иванов ставит эксперимент по длительному воздержанию от пищи и воды. Вместе с Валентиной Сухаревской они пять месяцев (?) обходятся без пищи, из них длительные сроки времени без воды. В этот период в дневниковых записях Иванова появляются слова, которые легли потом в основу «Гимна» (8 строк, которые в сконцентрированном виде, согласно Иванову, выражают суть его идеи).

25 апреля 1979 года в день праздника идеи, в ожидании большого наплыва последователей, хутор Верхний Кондрючий, где жил Иванов, был оцеплен милицией и приезд к нему людей был невозможен. Самого Иванова бессрочно сажают под домашний арест (запрещают принимать людей и покидать территорию дома далее 30 метров). Домашний арест, продолжавшийся более 3 лет, был отменён после выхода большой статьи о П. К. Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк».

В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провёл в изоляции 12 лет (спецбольницы МВД, тюрьмы, психбольницы, домашний арест).

Известно около 300 рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период 1933—1983 гг. и множество его писем. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов.

Иванов имел только начальное образование (4 класса церковно-приходской сельской школы, оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.

Большинство дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным), а также отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ.

После выхода в свет большой статьи о П. К. Иванове в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) Иванов написал одно из последних своих писем, содержащее «Детку» — его 12 советов здоровья. Эти советы оформлены на одном листке и представляют собой практическую часть учения Иванова — кодекс нравственно-оздоровительного образа жизни. В настоящее время «Детка» опубликована во многих статьях и книгах об Иванове.

Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.

  • Самый первый 10-минутный фильм для широкого показа, смонтированный только из документальной кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова, вышел в 1987 году.
  • В 1993 году киностудией Центрнаучфильм выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь» (режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).

  • Начиная с 2006 года, на телевидении по Первому каналу, а также по телеканалам «Россия», РТР-Планета, 5 каналу и телеканалу «Моя планета» неоднократно демонстрировались фильмы «Порфирий Иванов. 12 заповедей» и «Бог моржей. Порфирий Иванов» (первый фильм снят по заказу Первого канала, второй — по заказу телеканала «Россия»).


  • В 2012 году Первый канал представил документальную ленту «Холод. В поисках бессмертия». Центральное место в фильме уделено личности и учению П. К. Иванова.

Имеются также другие документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства очевидцев и т. п.

В последние годы в связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы (тексты, фото, видео, аудио) переведены в цифровую форму, опубликованы в сети Интернет, где находятся в свободном доступе.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрю́чий (Украина, Луганская обл., Свердловский р-н) был построен Дом (ул. Садовая, д. 58), где последние 7 лет жил и принимал посетителей П. К. Иванов. В настоящее время Дом также открыт для приезда людей. Недалеко от хутора Верхний Кондрючий в краеведческом музее города Свердловск экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению П. К. Иванова.

В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.

В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.

Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». Она считает, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век обострения экологических проблем.

Религиовед А. А. Радугин, отмечая значительные личные достижения Иванова в закаливании организма, обращает также внимание на то, что Иванов стремился научить этому других людей, чтобы они были здоровыми людьми, «живущими в согласии с Природой». Иванов занимался целительством. По мнению Радугина свидетельства многих людей подтверждают факт, что Иванов добивался больших результатов в исцелении больных. «Слава о его чудесных способностях распространилась по всему СССР и к нему приезжали больные со всей страны».

Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что последующие 50 лет своей жизни Иванов «демонстрировал несомненно крупнейшие достижения (если не считать йогов и подобных им носителей паранормальных способностей) в деле овладения поистине космическими возможностями человеческого организма». По мнению Балагушкина, демонстрируемые Ивановым «феноменальные аскетические подвиги» являются иллюстрацией пропагандируемой им модели «нового природного человека» и основным аргументом о возможности реализации этой модели в жизни всех людей.

Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом социальной жизни.

Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „языческим“, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».

Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность.

В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10.12.2002 г.) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ («Оптималист», клуб)».

источник

Феномен Порфирия Иванова: Почему самого известного советского целителя называли то пророком, то сумасшедшим

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Порфирий Иванов появился на свет 120 лет назад, в 1898 г. под Луганском в многодетной семье шахтера. В церковно-приходской школе он отучился всего 4 года, с 12 лет начал батрачить, а с 15-ти работал на шахте. В его родном селе о нем ходила дурная слава. В юности он был хулиганом и промышлял воровством, однажды был даже арестован за мошенничество.

После 35 лет его жизнь кардинально изменилась. 25 апреля 1933 г., судя по записям Иванова, он пришел к решению о том, что все болезни человека возникают из-за его отрыва от природы. Привычка к комфорту отдалила человека от естественной среды обитания. Пища, одежда, жилище делают людей зависимыми, поэтому им нужно освободиться от этих пут и жить в единении с естественными условиями – землей, водой и воздухом. Порфирий Иванов начал закаляться, уменьшил количество пиши и одежды на теле и спустя два года уже ходил в одних длинных трусах и босиком в любое время года. С тех пор дату 25 апреля последователи Иванова празднуют как день рождения Идеи.

В результате экспериментов над собственным организмом Порфирий Иванов научился подолгу обходиться без пищи и воды, легко переносил мороз и жару и при этом не болел. Он начал пропагандировать свое учение и призывать людей следовать его примеру. В 1935 г. его задержала милиция на центральном базаре Ростова. Иванова отправили в психиатрическую больницу, где ему поставили диагноз «шизофрения». По этой причине во время Великой Отечественной войны его не призвали в армию. Но на целителя с необычными способностями обратили внимание фашисты. По его словам, они проводили над ним эксперименты – закапывали в снег, обливали холодной водой на морозе. В результате ему выдали охранный документ в связи с тем, что он представляет интерес для мировой науки.

Главной своей целью Иванов считал поиски путей для достижения бессмертия. А для этого нужно было восстановить потерянный контакт с природой и обрести крепкое здоровье. По его мнению, для избавления от болезни мало устранить ее симптомы и последствия, нужно кардинально изменить образ жизни. Целитель считал, что нужно следить и за физическим, и за моральным здоровьем, для чего соблюдать этические нормы (в частности преодолевать в себе лень, гордость, жадность и лицемерие, здороваться с людьми и помогать нуждающимся), отказаться от алкоголя и табака, обливаться холодной водой утром и вечером. Поскольку он считал, что так же, как от человека к человеку передаются болезни, можно подобным образом «передавать» здоровье, Иванов решил заняться целительством. По его словам, ему удалось исцелить парализованную женщину, прикованную к инвалидному креслу на протяжении 17 лет. Впрочем, этот факт нигде не был зафиксирован документально.

В 1951 г. Порфирия Иванова арестовали за «антисоветскую агитацию» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу тюремного типа, где он провел 3 года. В 1964 г. его снова арестовали. В Институте судебной психиатрии им. Сербского Иванова признали невменяемым. Еще 4 года он провел в психиатрических больницах.

В 1971 г. в деревне под Луганском его последователи построили «Дом Учителя», где целитель жил и принимал посетителей. А в начале 1980-х гг. о нем узнал весь Союз: журналист прожил 5 дней у Порфирия Иванова и написал об этом статью в «Огоньке». Резонанс был настолько масштабным, что целитель в ответ на письма читателей опубликовал 12 практических советов, кодекс нравственно-оздоровительного способа жизни под названием «Детка», в которых кратко излагалась суть его учения. После этого у него появились тысячи последователей по всему СССР. Их называли ивановцами. Одни из них следовали практической части учения о необходимости закаливания и оздоровления, а другие – религиозно-мистической составляющей, из-за чего многие исследователи склонны считать ивановство религиозным движением и даже деструктивной сектой.

Порфирий Иванов никогда не обращался к врачам, поэтому сложно сказать, что на самом деле стало причиной его смерти. Поскольку в дневниковых записях он жаловался на сильные боли в ноге, его биографы выдвинули предположение о том, что у него могла развиться гангрена вследствие переохлаждения. Другие исследователи полагают, что на его здоровье сказались долгие годы, проведенные в психиатрических лечебницах. После смерти Иванова в 1983 г. число его последователей значительно возросло, и к началу 1990-х гг. ивановцев было уже около 10 тысяч.

Медики не раз подвергали критике эту систему оздоровления из-за того, что она может принести вреда здоровью не меньше, чем пользы: обливание холодной водой – стресс для организма, вследствие резкого спазма сосудов может случиться инсульт. Дискуссии по поводу Порфирия Иванова и его учения длятся до сих пор. Кто-то считает его оригинальным мыслителем, кто-то – пророком и гуру, а скептики склонны объяснять сверхспособности его организма психическими и физическими девиациями. Этот феномен до сих пор так и не нашел своего достоверного объяснения, хотя, бесспорно, заслуживает внимания и медиков, и религиоведов, и социологов, и психологов.

Читайте также:  Абсцессы и гангрены легких в хирургии

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Родился Порфирий 20 февраля 1898 года в многодетной семье шахтера на Луганщине. В первые 35 лет жизни он успел отсидеть срок за неуплату патентного налога и разочароваться в обыденной жизни. 25 апреля 1933 года Порфирий пришел к мысли, что все беды людей в недостаточной близости к природе. А значит, рассудил Иванов, человеку необходимо стать независимым от бытовых условностей, упрочив взаимодействие со стихиями воздуха, воды и земли. Именно в 1933 году начался знаменитый эксперимент, продлившийся 50 лет.

Уровень единения с природой Иванов повышал, сокращая количество одежды — начиная с середины 30-х он круглый год одевался только в шорты. Кроме оздоровительных прогулок в исподнем Иванов практиковал обливания ледяной водой, лечебное голодание и особую гимнастику. Современники не оценили оригинальную идею оздоровления — Порфирий неоднократно проходил принудительное лечение в психиатрических больницах.

В то же время Иванов заявлял о том, что его способности неоднократно исследовались, а он сам лично встречался с генеральным комиссаром госбезопасности Николаем Ежовым, генералом Паулюсом (во время ВОВ Иванов некоторое время проживал на оккупированной территории) и пытался встретиться со Сталиным.

В 1948 году (в ноябре-декабре) Порфирий Иванов совершил пеший переход от Туапсе до Сочи. Согласно записям самого Иванова, переход продолжался 12 дней. Все это время он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и крыши над головой.

Самым известным экспериментом Иванова стала длительная «сухая» голодовка. В 1978 году (если верить его записям) он 5 месяцев воздерживался от приема пищи и 3 месяца — от приема воды.

Скончался Паршек в возрасте 85 лет на хуторе Верхний Кондрючий. Вскрытие тела не проводилось. Современные исследователи считают, что причиной смерти могла стать гангрена, поскольку Иванов в своих дневниках жаловался на сильную боль в ноге.

Философская составляющая учения Порфирия Иванова представляет собой причудливое сплетение авторского толкования христианства, йоги, даосизма и отдельных элементов язычества. Впрочем, сам Иванов (и его последователи) отрицал влияние язычества и восточных практик на свою работу.

В ответ на них Иванов сформулировал знаменитую «Детку» — 12 принципов здоровья.

«Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое здоровье:

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1–2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18–20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому — это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо. Но самое главное — делай!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего».

Главными оппонентами Иванова всегда выступали представители традиционной медицины и представители Православной церкви. Последние называют учение Порфирия Иванова сектантским.

Мнение официальной медицины противоречиво. Так, к. м. н. Алексей Катков считал Иванова психически нездоровым человеком. Его слова в своей книге «Истории йоги в России» приводит Виктор Бойко: «Дело в том, что Порфирий не чувствует холода по одной простой причине: у него это сверхценная идея, он параноик. Когда я это понял окончательно, то даже как-то расстроился, я думал, что он владеет каким-то методом быть неподвластным холоду. А это вообще не лежит в сфере биологии либо физиологии, чистая психиатрия: просто он в это абсолютно верит, что не чувствует холода».

Если к общим идеям закаливания организма и к разумным ограничениям в питании современная наука относится нормально, то подход Порфирия Иванова к голоданию, особенно к «сухому» (пункт 4 из «Детки»), вызывает серьезные вопросы.

Диетолог первой категории Рудольф Воробьев, автор книги «Питание: мифы и реальность»: «При ряде заболеваний и патологических состояний полный отказ от пищи приводит к значительному вреду для здоровья и может даже привести к летальному исходу. Так, например, при сахарном диабете при полном отказе от пищи в течение 24–48 часов больной может впасть в гипогликемическую кому, что является угрожающим жизни состоянием и может привести к смерти».

В «Популярной медицинской энциклопедии» под редакцией академика Б. В. Петровского также рекомендуется воздержаться от самолечения голоданием: «Резко уменьшать количество принимаемой пищи можно только в стационарных условиях в исключительных случаях и в определенных лечебных заведениях под наблюдением специалистов-врачей, имеющих опыт такого лечения».

Несмотря на все противоречия, у Порфирия Иванова сформировался широкий круг последователей, которые всячески поддерживали учителя, а после его смерти продолжали продвигать его идеи. Постепенно «Ивановцы» разделились на две ветви: эзотерическую и светскую. Первые делают акцент на философскую часть учения, вторые — на систему оздоровления.

источник

Опубликовано: 28.10.2010 / Автор: Сергей Галушка / Категория: Телепередачи / Отзывов: 28

Примерно две недели назад всяк желающий мог в очередной раз лицезреть по международному каналу ОРТ довольно старую заказную «нетленку» под названием «Бог моржей. Порфирий Иванов». Честно признаюсь, пару лет назад я никак не хотел реагировать на данный пасквиль – зачем лишний раз привлекать внимание к подобной чепухе? Но видя с каким завидным постоянством крутят эту чушь по разным телеканалам, мне все же захотелось высказаться.

Правду сказать, я даже не ожидал, что этот фильмец снова выпустят в эфир по центральному российскому телеканалу – казалось бы, уровень не тот, халтура, шитая белыми нитками. И вдруг поздно вечером раздался звонок, и моя бывшая сотрудница сообщила, что «твоего Учителя» показывают по телевизору. Включил. «Бог моржей»? Опять? Удивился, выключил. Спустя полчаса она отзвонилась мне снова: «По-моему, Михаил Жигалов в этой своре был единственным нормальным человеком, все остальные выглядели слишком ущербно». Не скрою, было приятно слышать такой вердикт от коллеги-журналиста, столь же далекого от системы Иванова, как сталевар от балета.

На этот раз молчать уже не было сил. Скрепя сердце, решил еще раз внимательно посмотреть «шедевр», чтобы не быть голословным. Скачал по Интернету. Погружаться в эту грязь было непросто: заказ, предвзятость, необъективность просматриваются даже невооруженным глазом.

Итак, главные действующие лица фильма.

Сергей Власов, писатель.
Да-да. Это тот самый Сережа, журналист из «Огонька», которого принимал Учитель, и с такой теплотой отзывался о нем в своих тетрадях. Тот самый, который в 1982-м году написал о Порфирии Иванове: «Сейчас, когда ему идет девятый десяток, он поражает смелостью своих рассуждений. Он и всегда был таким — дерзким, смелым, думающим».

Правда, сейчас Сергей говорит об Учителе всякую чушь с вальяжной улыбкой и менторским тоном командора Международного Ордена Константина Великого в России: «В 1936 году он поехал в Москву сказать, что Конституция не нужна, что вполне достаточно для счастья два раза в день обливаться холодной водой и ходить босиком по траве?»

Значит, по-вашему, Сергей, в этом заключалась «дерзкость и смелость» мысли Учителя?! Или когда же вы, уважаемый человек, говорили правду? В 1982 году, под редакцией лауреата двух Сталинских премий, Анатолия Софронова (того самого, о котором Юрий Визбор пел: «Слава Богу, мы оставили топь Софроновскую побоку, двор заезжий Долматовского и пустыню Налбалдян») или сегодня, участвуя в этой поделке? Тогда, в 1982 году вы живого человека спасли от травли, а сегодня, уже ушедшего, сами травите! Где же логика? Где же ваши пресловутые, описанные в славной биографии (очевидно, вами же) благородство, честность?

Вас принимал Учитель, сохранились фотографии Эттингера. По свидетельству Валентины Леонтьевны, после этого у вас прошел хронический бронхит и какой-то бугорок (опухоль?) на ноге, и именно это подтолкнуло вас написать такие теплые слова в адрес Учителя. Вас неоднократно снимали в подобных фильмах, почему же вы ни разу не вспомнили, не поделились теми ощущениями и чувствами, которые тогда испытали. Забыли? Не верю, что все прошло, стерлось из памяти… Что же сегодня произошло? Больше заплатили? Вы всегда пишите и говорите исключительно за гонорар?

Ладно, оставим все эти вопросы на совести Сергея Власова. И перейдем к нашему следующему герою фильма.

Александр Дворкин, профессор.

Скандально известная личность. Его исчерпывающую биографию можно прочесть тут. О нем крайне нелестно отзываются не только многие оскорбленные им представители различных альтернативных религиозных конфессий и течений, но и известные официальные религиоведы, а также видные представители православия.

«Достаточно определенно выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда «Сектоведение». В первом случае, это массы оскорбленных в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором сборник беспорядочных, искаженных представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передергиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений.» (Из статьи «Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович — профессор, «сектовед», руководитель так называемой Российской ассоциации центров изучения религии и сект»).

Да и сама научная компетентность данного религиозного «ученого» по многим вопросам находится под большим сомнением. Например, по свидетельству декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского, образовательный уровень данного профессора оказался недостаточным для чтения лекций студентам МГУ.

Впрочем, мы больше не будем рыться в этом грязном белье. А представление этой фигуры мне хотелось бы закончить словами Алексея Муравьева и Михаила Ситникова (Credo.Ru): «Разумеется, если «научный антикультизм» и гонения на верующих не были бы нужны в России кому-то очень влиятельному, то не было, конечно, и антирелигиозника Александра Дворкина. И, как знать, может быть, вместо этого странного явления был просто неплохой учитель русской литературы Дворкин. Либо преподаватель Свято-Тихоновского университета, кандидат богословия профессор Дворкин. Или кто-нибудь еще Дворкин. Правда, тогда наверняка не было бы этого «портрета» в стиле Кандинского…»

Правду сказать, само участие этого «героя» в фильме на ключевых ролях, лишает данную работу всякого доверия. Чего стоит только одна фраза, произнесенная им с непререкаемо умным профессорским лицом: «Ивановцы уверены, что однажды взяв ведро в руки и не покушав в субботу уже ни в коем случае нельзя прекращать заниматься этой системой. Отступников ждет страшная кара, смерть».

Это кто ж такое ему сказал? В каких фолиантах вычитал подобную чушь наш профессор? А может, это явилось ему в «страшном научном сне», в болезненном, воображении, возбужденном проплаченными битвами против иноверцев? Тысячи людей выполняли и бросили. И ничего с ними не случилось. Учитель никого не заставлял: не твое – бросай, а другому не мешай.

Очевидно, у любого здравомыслящего человека после просмотра данной передачи возникнут десятки вопросов, подобных тем, что появились у моей коллеги. Почему, например, для представления движения последователей Иванова избрали совершенно небольшую группу ортодоксов во главе со своим лидером? Почему так мало показали тех, которым система Иванова вернула здоровье и смысл жизни, которые не продавали свои дома, не оставляли семьи, не раздевались до трусов, внешне копируя образ Порфирия Иванова. Почему не нашли тех, которые благодаря Учителю, наоборот укрепили свои семьи, избавившись от наркомании и алкогольной зависимости. Не знали об их существовании? Не знали адресов? Ложь! Они были и снимали в тех местах, где им могли бы объяснить совершенно иной взгляд на учение.

Кстати, я стал случайным свидетелем съемок этого фильма. Зимой 2006 года был на хуторе Верхний Кондрючий. Отлично помню тот день. Постучали в калитку, и на пороге выросла съемочная группа телеканала «Россия». Ребята никого особо ни о чем не спрашивали и не хотели ни о чем говорить. Они знали, что и кого будут снимать, это чувствовалось сразу. Зная изнутри журналистскую работу, я отлично понимал, что так работают на заказ, а не на фактаж и на набор материала. Как мы не пытались к ним достучаться, мы уже не могли ни на что повлиять. Тогда о какой же объективности здесь может идти речь?

Поэтому вполне естественно, что Михаил Жигалов выглядел в этой когорте ортодоксов (причем как с критикующей, так и с критикуемой сторон) единственным нормальным вменяемым, и по большому счету, случайным человеком.

Почти два десятка лет известный артист следует советам Порфирия Иванова, он всегда на виду, не ходит в трусах, любим зрителями. Говорит с экрана, что если бы не Учитель, то его давно бы не было на этом свете. Казалось бы, перед нами «живой факт», как говорил Порфирий Иванов. Но авторам фильма этого мало: «Так ли это? — сомневаются они, — вы узнаете чуть позже». И переходят к следующему «герою».

Алексей Слюсаренко. В титрах он представился скромно, религиовед. Хотя на самом деле он является клириком храма святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива в г. Луганске, а в свободное от службы время ассистирует на кафедре прикладной философии и теологии Восточноукраинского университета имени Владимира Даля. А еще Леша прославился тем, что является профессиональным беспощадным гонителем Порфирия Иванова.

И вот наш клирик с умным видом современного «ботаника» вещает с экрана, «открывая глаза» аудитории: «В юности Паршек отличался буйным нравом. Те, кто поклоняются ему, вряд ли знают о темных пятнах его биографии». И опять сам собой возникает очень простой вопрос, а откуда об этих банальных фактах узнал сам клирик? Знамо откуда – из тетрадей Учителя. Ведь Порфирий Иванов ничего не скрывал, никто и никогда не уличил его во лжи. Позднее в тетрадях он напишет: «Я был одно время разбойник в природе, грабил ее, не считался ни с чем, а себе строил благо. Я вам всю правду описал для того, чтобы все люди знали о том, как можно из плохого сделаться хорошим человеком».

Читайте также:  Абсцесс и гангрена легких этиология патогенез диагностика лечение

Но наш «разоблачитель» на этом не останавливается, идет дальше: «С юных лет Порфирий ненавидел православие! В первые годы советской власти был активным участником закрытия православных Храмов». Это где ж, в каком церковном заведении научили врать нашего Алексея? Откуда он взял такие факты и обобщения? Ненавидеть одного конкретного попа, который запятнал доброе имя служителя церкви (что, кстати сказать, путем подмены и подтасовки фактов делает непосредственно сам Алексей Слюсаренко), и ненавидеть православие – это две совершенно разные вещи. Против православия Учитель никогда не выступал. Не надо лгать!

Но теперь не унимается диктор: «Благодаря сознательному терпению, считают последователи Паршека, можно развить в себе сверхъестественные способности. Научиться видеть свои прошлые воплощения и предсказывать будущее». Скажите, о каких таких воплощениях идет речь? Где и у кого нашли эти мысли наши глубоконеуважаемые авторы? У Учителя их нет, тогда причем здесь учение Иванова? Ах да, они услышали это от людей, которые досыта наелись Востоком и тоже ходят в трусах? Ну и что? Опять же, если, к примеру, рок-музыканты, «металлисты», с ног до головы обвешиваются крестами, мы же не считаем их учениками Христа.

Затем авторы фильма призывают во свидетели отца Андрея, настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Ореховки и двух местных подростков, ежедневно наблюдающих упомянутых выше субъектов. Реакция этих людей мне совершенно понятна. Думаю, точно также прореагировали бы они на любую другую странную секту, расположенную в их местности. Но при чем здесь Учитель Иванов. Разве мало есть различных сект, где только прикрываются именем Христа? Мы же не судим по ним в целом о христианстве.

Далее, согласно законам жанра, в фильме должна возрастать энергия драматической ситуации, дабы в конечном итоге вызвать катарсис (очищение) у зрителя, но из-за отсутствия оной растет энергия лжи. Голос диктора с нескрываем сарказмом вещает: «В возрасте 35 лет Порфирий заболеет, обнаружит опухоль на руке, сочтет ее злокачественной и решит покончить жизнь самоубийством. Для этого он будет выходить на мороз каждый день обнаженным, обливаться водой из ведра, с тем, чтобы как можно быстрее простудиться и умереть. Но болезнь чудесным образом отступит».

Особо комментировать эту глупость не хочется. Очевидно, она взята из «научных трактатов» профессора Дворкина и «правдивых выкладок» упомянутого религиоведа. Рядом с этим приведу отрывок статьи «Эксперимент длиной в полвека» («Огонек», №8, 1982 г.) все того же Сергея Власова: «Было это на Кавказе, стоял он (Порфирий Иванов) над морем, на высокой скале, пришла к нему мысль: “Почему люди так устроены, что лишь полжизни у них проходит в благополучии — пока молоды; а достигли зрелости, казалось бы, жить да жить на пользу другим, но не тут то было: наваливаются на человека болезни, делают его неполноценным, заставляют больше думать не о деле, ради которого он и пришел на землю, а о себе. Болезни делают человека эгоистом. Не оттого ли многие беды людские происходят, что человек не умеет победить свою немощь? Сколько ни кутайся, все равно это не спасет от недугов. А что, если сделать наоборот — не прятаться от природы, а пойти ей навстречу, стать ближе к природе, слиться с ней!”

И Порфирий Корнеевич решил доказать – сначала самому себе, что “нехорошие силы природы” (его выражение) можно приручить и обратить их себе на пользу. Он стал выходить на мороз раздетым. Сначала на несколько секунд, потом на полминуты. С каждым разом все больше и больше. Дошло до того, что в метель уходил в одних шортах за околицу и часами гулял в поле среди ветра и стужи. Он возвращался весь заиндевевший, в клубах пара, и селяне не могли надивиться: неужели завтра не сляжет в постель с крупозным воспалением легких, а то и с чем-нибудь похуже?

Но это в прошлом. Сейчас, когда вышел на пенсию, Иванов одержим идеей передать свой уникальный (несомненно, уникальный!) опыт закалки людям, ученым. А что ученые? Не спешат пока. Может быть, не знают об Иванове. »

На лице доктора медицинских наук Любови Ромасенко, читаем вселенскую грусть, печальный опыт общения с идиотами. Психиатр критикует слово Учителя. Я об этом уже говорил, повторяться не стану. Ну не может медик, ученый человек, понять суть этой Идеи, прицел наукой сбит, совсем на другое учился, под другое «заточен». Очевидно, ежедневно сталкиваясь с «наполеонами», «гитлерами», «сталинами», «мессиями», доктор устала от них. Вообще говоря, прототип такого профессорского психиатрического понимания «больного» отлично показан в комедии Гайдая по отношению к Шурику: «Да-да, невесту украл и в землю закопал. Вызовите санитаров».

А если говорить серьезно, меня интересует вопрос: «В какую бы палату Любовь Ромасенко определила Иешуа Га-Ноцри, живи бы она 2000 лет назад?». Его слова, Его Учение в то время тоже ни в какие рамки не укладывалось. Хотя истина известна, стара как мир: «Мудрость мира – безумие пред Богом». Впрочем, о врачах, снабдивших Паршека справкой о шизофрении, он когда-то, как всегда очень метко, сказал: «А врачи ошиблись: они поставили на мне СВОЙ диагноз». Жаль, что это продолжается по сей день.

К концу фильма Дворкин, опять же «искренне и правдиво» заключает: «Умер Порфирий Иванов от гангрены, которая развилась у него в ноге. Причем умирал он долго и мучительно. Свидетельства тому есть». Какие свидетельства, «профессор»? Откуда вы их взяли? Раскройте глаза, да весь Интернет кишит совершенно иными фактами и свидетельствами.

Поразительно, весь этот фильм изобилует неправдой, кишит перевранными фактами, основывается на ложных свидетельствах. По большому счету, все это несерьезно и несолидно, поскольку дискредитирует канал, людей причастных к этому делу. Позаимствовав форму построения у хорошего документального кино, фильм оказался полностью провальным по содержанию. Ведь есть архивы, есть документы, живы еще, наконец, совершенно иные свидетели – где они? При большом желании хотя бы в чем-то можно было разобраться?! По крайней мере, равноправно представить две противоположные точки зрения на Учение Порфирия Иванова. Или для начала основываться на большей фокус-группе. Но это, конечно, если стояла задача докопаться до правды, а здесь, как мы видим, она никому не нужна.

Таким образом, основная задача этой стряпни создать отрицательный импульс в обществе, посеять негатив по отношению к Учению Иванова, спровоцировать кому-то угодное общественное мнение. Но вдумчивый зритель всегда отделит «зерна от плевел».

источник

20 февраля 1898 года родился Порфирий Иванов, создатель оздоровительной системы

Личное дело

Порфирий Корнеевич Иванов (1898–1983) родился в селе Ореховка на Украине в многодетной семье шахтера. Окончил четыре класса церковно-приходской школы, которую оставил в возрасте 12 лет, начав батрачить. С 15 лет работал на шахте.

В 1917 году был призван в армию, но не воевал из-за начавшегося перемирия. После демобилизации в 1918 году женился на Ульяне Городовиченко; у пары было два сына.

В 1928 году переехал с семьей в город Красный Сулин, где жил до 1975 года.

Переломным моментом его жизни стало 25 апреля 1933 года – в этот день, согласно записям самого Иванова, он пришел к мысли, что причина всех болезней и смерти в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни, а следовательно, от таких зависимостей нужно отказываться. После этого Иванов начал уменьшать количество одежды на теле и уже через два года перешел на свою «фирменную одежду», состоявшую из одних только длинных «семейных» трусов.

В 1935 году Иванов был задержан милицией на ростовском базаре, где проповедовал свое учение, и помещен в буйное отделение психиатрической больницы, где был признан шизофреником. На этом основании получил инвалидность первой группы, избавившую его от призыва в армию в годы войны. Во время оккупации Красного Сулина немцы проводили над ним опыты по переносимости холода.

Во второй раз Иванов был арестован в Москве в 1951 году по первой части печально известной статьи 58-10 – антисоветская агитация. Был направлен на принудительное лечение, побывал во всех трех специальных психиатрических больницах тюремного типа – Ленинграде, Чистополе и Казани. Освободился 29 ноября 1954 года.

Через десять лет последовало новое задержание – на сей раз по статье «мошенничество», после которого в институте Сербского целителя признали невменяемым. Новый «курс» принудительного лечения составил четыре года.

В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий в Луганской области его учениками был построен так называемый «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года. В 1979 году Иванов создает «ГИМН» – 8 строк, которые, по его словам, в сжатом виде выражают суть учения.

20 февраля 1982 года в журнале «Огонек» вышла статья «Эксперимент длиною в полвека». На письма от читателей Иванов ответил сборником 12 практических советов под названием «Детка».

Иванов скончался 10 апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий в возрасте 85 лет. Вскрытие не проводилось, к врачам Иванов принципиально никогда не обращался, поэтому есть разные предположения о причине смерти: гангрена ноги от переохлаждения или последствия содержания в тюремных больницах.

Чем знаменит

Создатель учения, ставшего популярным в позднесоветское время на волне общего интереса к народной медицине. По некоторым сведениям, успешно занимался целительством; приобрел многих последователей.

В основе учения Иванова – голодание и закаливание. Одна из его центральных мыслей – необходимость полюбить холод, который и сделает человека сильнее (в его терминологии – Богом).

О чем надо знать

Не все факты биографии Иванова документально подтверждены и проверяемы. Так, есть информация, что в ноябре 1936 года он повез личное письмо с политическими предложениями в Москву на VIII Всесоюзный съезд Советов, на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению, в проекте новой Конституции не были учтены права заключенных и умалишенных. Однако голый и босой человек без документов был задержан на Красной площади и выслан по месту жительства.

Осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом Паулюсом во время дислокации его штаба в Красном Сулине и получил от него охранный документ, где говорилось, что он «представляет интерес для мировой науки». Однако от гестаповцев бумага не спасла: эксперименты «на морозоустойчивость» заняли почти месяц. Иванова закапывали в снег и в сильный мороз возили раздетым на мотоцикле.

В декабре 1943 года Иванов вновь отправился в столицу – на этот раз с намерением предложить Сталину заключить мир с Германией. Результатом стало трехмесячное пребывание в институте Сербского.

Существует около 300 тетрадей дневников Иванова; в силу образования он писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы. Поэтому его тексты, как правило, распространяются в отредактированном виде. Среди специалистов по сектам «ивановцы» традиционно относятся к неоязычникам.

Прямая речь

О будущем человечества: «Человек легкого характера сделается. Он своим зонтом легким себя в воздух поднимет, будет летать, не будет в природе виден, голосом говорить не будет, а когда он свои слова направит – себя покажет. Это будет он такой для всех. Он будет для всех безвреден, не будет плохого чинить. »

О своей миссии: «Эта писанина пишется Мной для того, чтобы люди наши ея как таковую читали, ей верили и старались сами себя таким сделать».

О месте в жизни: «Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе, оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко».

Заповеди Порфирия Иванова («Детка»):

1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18–20 часов до воскресенья 12-ти часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому – это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу Мира!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо. Но самое главное – ДЕЛАЙ!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

6 фактов о Порфирии Иванове

  • Сам себя Иванов называл Паршеком, Победителем Природы, Учителем народа, Богом Земли
  • Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи
  • Иванов считал, что в поражении Германии в войне есть и его заслуга, так как он «просил природу, чтобы победил русский солдат»
  • Иванов был реабилитирован по заключению московской прокуратуры от 7 июля 2008 года в соответствии с законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»
  • По заданию редакции «Огонька» журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней
  • Иванов выведен в романе Дмитрия Быкова «Оправдание», где его концепция становится одной из навязчивых идей сходящего с ума главного героя

Материалы о Порфирии Иванове

источник