Меню Рубрики

Волк и бабочка крапивница тип взаимодействия

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-задания.

Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о видах взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

  • Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
  • Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей — увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами». Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.

“Горячий стул”: один ученик садится на стул перед классом, учащиеся задают ему вопросы по терминам, которые учитель записывает на доске:

Экология, биотические факторы, абиотические факторы, антропогенный фактор, лимитирующий фактор, зона толерантности, зона оптимума, зона пессимума, критические точки, приспособленность организмов, относительный характер приспособленности.

Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

– Сколько комбинаций знаков может быть? (6)

  • 00 – нейтральные
  • — — – взаимовредные
  • — 0 – вреднонейтральные
  • ++ – взаимополезные
  • +0 – полезнонейтральные
  • +- – полезновредные (Слайд 2)

А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу.

Типы взаимодействия Примеры

(Слайд 3) Нейтрализм (00)— тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только можно, он вас потеснит,
Участок отнимет и свет заслонит,
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумнее.
Бывает и так иногда у зверей.

О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

(Слайд 4) Конкуренция (- -) – это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.

Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.

(Слайд 5) Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.

(Слайд 6) Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.

  • светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично;
  • корни осины тормозят рост дуба;
  • дуб угнетает чернику;
  • плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать

«Запрягся рак-отшельник…
Актиния на нем…
Отшельник не досадует,
Что ноша тяжела,
Ведь часто крошки падают
К нему с её стола»
(Е. Фейерабенд)

О каких взаимоотношениях речь?

(Слайд 7) Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого «син» – вместе, «биос» – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.

Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

(Слайд 8) Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.

Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

(Слайд 9) Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Существует несколько разновидностей комменсализма:

Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.

Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).

(Слайд 10) Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

(Слайд 11,12) Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.

Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

(Слайд 13,14,15) Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.

В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

(Слайд 16) Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

  • В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
  • Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
  • Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
  • Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
  • обеспечению пищей,
  • изменению среды обитания,
  • расселению видов в пространстве.

(Слайд 17) 1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Вид взаимоотношений Примеры
Нейтрализм
Аменсализм
Внутривидовая конкуренция
Межвидовая конкуренция
Протокооперация
Мутуализм
Нахлебничество
Квартиранство
Хищничество
Паразитизм

Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Читайте также:  Активированный уголь инструкция при крапивнице

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

2. Решите биологические задачи.

  • (Слайд 18) Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
  • (Слайд 19) Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида)

источник

Биотические факторы среды урок в 11классе общеобразовательной школы
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Урок изучения нового материала.Тест для проверки знаний. Материал для самостоятельной работы.йц

Биотические факторы среды

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов

Образовательная: получить знания о типах межвидовых взаимоотношений, показать разнообразие биотических связей между организмами, сформировать понятия: нейтрализм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, аменсализм;
Развивающая: продолжить формировать и развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой, анализа и оценки информации, расширить кругозор учащихся;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, привитие интереса к биологии.

Оборудование: Видео фильм Биотические отношения в природе , дополнительная литература, ЦОРы — Многообразие связей в биогеоценозе , тест.

Верю –не верю: Ответы 1+,2+,3+,4+ ,5- ,6+, 7-,8-,9-,10- ,11+,12+;

  1. Совокупность сложных и многообразных влияний одних организмов на другие называют биотическими факторами.
  2. Взаимоотношения «хищник – жертва» встречаются во всех царствах живой природы.
  3. При длительном сосуществовании между популяциями жертв и хищников складываются равновесные взаимоотношения.
  4. Большинство хищников способно переключатся нс одной добычи на другую, а у жертв совершенствуются средства защиты.
  5. Каннибализм – одна из форм нейтрализма.
  6. Паразиты встречаются практически во всех таксономических группах: от вирусов до многоклеточных животных.
  7. Паразиты снижают жизнеспособность хозяина, что приводит его к быстрой гибели.
  8. Существуют наружные, средние и внутренние паразиты.
  9. В природе конкурентные взаимоотношения могут возникать только между особями одного вида.
  10. В симбиотические отношения не могут вступать бактерии и грибы.
  11. Опыление растений представителями животного царства – пример симбиоза.
  12. Устойчивое состояние экосистемы обеспечивается разнообразными формами биологических взаимоотношений.

III.Изучение нового материала.

Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада, животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.
Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

00- Нейтральные +0 – полезнонейтральные — 0 – вреднонейтральные

++ – взаимополезные +- – полезновредные — — – взаимовредные

Задание для самостоятельной работы: Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.

Симбиоз — сожительство (от.греч.сим — вместе, биос — жизнь) — форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу. А) Мутуализм — форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. (отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике Б) Протокооперация — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров. (рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях.)

Комменсализм — форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.

А) «Квартиранство» — форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. (Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре).

Б) «Сотрапезничество» — форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса. (Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями).

В) «Нахлебничество» — форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Примеры: белый медведь и песцы, чайки.

Нейтрализм — тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно ( белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом).

Антибиоз — тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.

А) Аменсализм — форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы ( светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют).

Б) Хищничество — тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений ( насекомоядные растения).

В) Конкуренция — тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Внутривидовая кокуренция — соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида ( птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования). Межвидовая кокуренция — соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов (волки, и лисы охотятся на зайцев).

Г) Паразитизм — форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания ( миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель).

источник

Примеры взаимоотношений между организмами.

Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида — круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна — растения хвойного леса, которым для осуществления процесса
фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными

Заяц и крот. Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Акула и рыба-прилипала. Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками ее трапезы.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Лишайник. Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выжить в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

Дятел и жук-короед. Короеды — растительноядные насекомые: их жуки и личинки часто обитают под корой дерева, прогрызая сложные ходы. Дятлы — птицы, питающиеся семенами, насекомыми; имеют долотообразный клюв и тонкий длинный язык, приспособленный для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

Раффлезия и лиана. Раффлезия Арнольди — растение, обладающее самым крупным цветком. который растекается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки /воду и питательные вещества/ из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Заяц и крот. Заяц — наземное травоядное животное, крот — подземное насекомоядное животное.

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа — рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Медоуказчик и медоед. Птицы- медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчел, а также медом и воском, однако сами добраться до пчелиных гнезд неспособны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда, издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Микориза. Микориза — это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица -хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Корова и слепень. Слепень — кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека.

Кенгуру и кролики в Австралии. Кенгуру и завезенные в Австралию кролики встречаются в сходных местах обитания и питаются вегетативными частями растения.

Волк и бабочка-крапивница. Волк — хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки — листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы — падальщики. Лев — крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Египетская цапля и буйвол. Цапли кормятся саранчой и мышевидными грызунами, которых выпугивает из травы стадо пасущихся буйволов. При появлении хищников птицы взлетают, предупреждая буйволов об опасности.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

В виде какой комбинации знаков можно выразить отношения конкуренции между видами?

2. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

3. Какой тип отношений можно выразить в виде комбинации символов: +0?

4. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы

Формы взаимоотношений организмов:

а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха);

в) синицы и мыши в одном лесу;

г) обитатели нор (грызу­ны, насекомые, пауки, многоножки);

е) черный и рыжий тараканы;

ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск);

б) плесневые грибки и бактерии

2.1. враждебные (вредные): хищник – жертва (лиса – мышь). Свой пример; паразит – хозяин (вши – человек); внутривидовая борьба (глухари за самку); межвидовая конкуренция (еж и хорек за мышь). амменсализм;

2.2. полезные: симбиоз – взаимополезное сожительство (береза – подберезовик гриб); комменсализм; мутуализм; нейтрализм; протокооперация.

Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда , ни пользы.

Пример: светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.

Объясни, благодаря чему существуют следующие взаимодействия. Дуб угнетает произрастающие рядом, не под пологом дерева, чернику. Корни осины тормозят рост дуба. Сосна способствует хорошему росту и развитию черники. Бузина, посаженная между кустами смородины и крыжовника, отпугивает опасного вредителя – крыжовниковую огневку.

Читайте также:  Адвантан при крапивнице у ребенка

Ответ: растения (их листья, корни), выделяют химические вещества, оказывающие тормозящее или стимулирующее воздействие на развитие других растений, а нередко и на животных.

Такие отношения называются аллеплопатия (1973 г. Немец Х. Молиш) – фитонциды; орех, дуб своими выделениями угнетают травы; сорняки пырей вытесняют культурные растения.

Нейтрализм — В природе встречаются редко.

1. Журнал «Биология в школе»

2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. — С-П.: СМИО пресс,1997.

3. Азбука природы/Пер, с англ. Н.Ярошенко. — М.: Ридерз Дайджест, 1997.

4. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. Учебник для 5(6) кл. — М.: Просвещение, 1998

5. Основы экологии: Учебник для 9 кл. /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. -М: Просвещение, 1998

Урок 2. Взаимовыгодные отношения между организмами.

Цель : изучить взаимовыгодные взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе; развитие информационных компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

словесный — лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

частично-поисковый, исследовательский — работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

парная работа (для развития коммуникативных умений)

Развитие критического мышления

Работа по рабочей тетради: соотнести термины и определения.

Изучение нового материала.

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сегодня изучать, я зачитываю вам стихотворение, а вы отгадываете.

О каких взаимоотношениях речь? (о содружестве, взаимопомощи)

Как вы думаете, чем эти отношения отличаются от всех других?

Да мы с вами сегодня будем изучать взаимовыгодные или взаимополезные отношения. А какими знаками они обозначаются? (++)

Как вы думаете, почему у рака-отшельника и актинии сложились взаимополезные отношения?

Раки-отшельники имеют мягкое брюшко и могут стать легкой добычей рыб и других животных. В связи с этим они селятся в пустых раковинах моллюсков. Кроме этого, многие из них помещают на раковину одну или несколько актиний, которые щупальцами защищают своего хозяина. Актинии – питаются остатками добычи раков, сами они не могут быстро перемещаться. Меняя раковину (вырастая) на более крупную, рак пользуясь клешнями, заботливо массирует актинии брюшко, пока она не расслабиться и не отлипнет от раковины и переносит её на новую.

Какие вы можете привести примеры взаимовыгодных отношений?

Симбионты – азотофиксаторы обнаружены на корнях около 200 видов других групп покрытосеменных и голосеменных.

Симбиоз муравьев и растений. Муравьи занимаются «животноводством» — разводят тлю; «растениеводством» — сажают и охраняют растения.

В Центральной Америке у одного из видов муравьев и одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стеблях акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение-кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, муравьи осветляют полог и обеспечивают для своей акации нормальный режим освещения. Эксперименты подтвердили, что если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

источник

источник

В природе очень редок, т.к. между всеми видами возможны опосредованные или коссвенные взаимодействия. Эффекта мы просто не видим в силу неполноты наших знаний.

Белки и лоси, живущие в одном лесу и не контактирующие друг с другом.

Жираф окапи и шипохвостая белка живут в лесах Африки и не контактируют друг с другом.

Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков

Лианы и некоторые тропические деревья, которые вырабатывают ядовитые вещества, сильно угнетающие рост лиан, освобождая себе место под солнцем. Некоторые деревья сбрасывают кору, вместе с которой гибнут и лианы.

Фикус-удушитель. В борьбе за солнце развивает мощную крону, а потом утолщает воздушные корни, сдавливает ими дерево-хозяина, на котором растет и постепенно удушает его до гибели.

На Британских островах резко сократилось количество обыкновенной белки после завоза из Северной Америки каролинской белки, которая оказалась более конкурентноспособна

В Европе агрессивная серая крыса выселила черную крысу, которая теперь живет в лесных районах

Волки и лисицы. Птицы — дуплогнездники (конкуренция за дупло). Молодые деревья тропического дождевого леса пока не попадут в первый ярус. Самец птицы защищает свой участок от других самцов, оповещая об этом криком. Самоизреживание у елей. Высокая плотность животных — фактор угнетения, снижающий воспроизводство даже при обилии ресурсов, например, миграция лемингов, при которой они тонут, гибель зайцев-беляков от шоковой болезни.

Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, а дереву это безразлично.

Комары, слепни, блохи на время питания (временный паразитизм). Кукушка, откладывающая яйца в чужие гнезда (гнездовой паразитизм). Малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви живут в организме человека, обеспечивая себе наилучшее состояние. Голотурия и разнообразные мелкие животные, которые живут в полости ее тела. Минога и рыбы, к которым она присасывается и пьет кровь. Самцы рыбы линофрины паразитирую на самках этого вида, прилипая к ней и питаясь за ее счет. Северный подкожный овод, паразитирующий на оленях. Овод усолей, паразитирующий на лошадях. Овод-крючок и овод-травянка паразитируют на ослах. Яйца насекомых в личинках других насекомых, пауков и мокриц. Грибы и сами растения поражают другие растения(заразиха, вирус табачной мозайки, фитофтора). Опенок, поражающий около 200 видов деревьев.

Жук — плавунец и малек рыбы. Щука и карась. Волк и заяц. Божья коровка и тля. Волки и олени. Тюлень и пингвин. Миксины присосавшись к рыбе ртом, вбуравливаются в жертву и пожирают все внутренние органы . Кархародон, акулы-молоты и рыбы, а также морские львы и т.д. Пираньи и рыбы, а также мелкие животные. Дидиния и инфузория туфелька. Стрекоза самый прожорливый хищник планеты — поедает разнообразных насекомых. Щука и карась, карп и др. рыбы. Черный коршун, ястреб — перепелятник, ястреб — тетеревятник, орлы, коршуны, луни, орланы — хищные птицы, питающиеся мелкими птицами, грызунами и т.д. Скопа — хищная птица, питающаяся исключительно рыбой. Рысь ловит мышей, глухарей, косуль и даже оленей. Росянка — хищное растение, оно поедает мух. Бывают хищники-охотники, а есть еще хищники-собиратели, например, насекомоядные птицы, собирающие пищу на земле, в траве, на деревьях

Рыба-лоцман сопровождает крупных морских животных (акул, дельфинов, черепах) и кормится остатками их пищи, а также их экскрементами и паразитами. Рыба-прилипала при помощи присосков прикрепляется к телу акулы и передвигается с ней, питаясь остатками ее пищи. Крупные млекопитающие (олени, собаки) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника). Львы и гиены, подбирающие остатки пищи (нахлебничество) .Различные виды почвенных бактерий-сапрофиты, перерабатывающие органические вещества и высшие растения,потребляющие образовавшиеся минеральные соли (сотрапезничество). Лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи) (квартиранство). Рыбы, причутся под зонтиками медуз со стрекательными нитями (квартиранство). В гнездах птиц и в норах грызунов обитаем множество видов членистоногих. Рыба-горчак откладывает икру в мантию двустворчатого малюска

Сожительство раков отшельников с коралловыми полипами — актиниями. Рак увеличивает пространство для ловли добычи актинией, а сам питается ее добычей, которая падает на дно при охоте актинии.

Муравьи и тля. Муравьи питаются сладкими выделениями тлей и одновременно защищают их от птиц

Египетские цапли и слоны. Цапли питаются насекомыми, которых вспугнули слоны, а сами предупреждают слонов об опасности громким криком.

Африканский медоуказчик и медоед. Медоуказчик не может вскрыть гнездо, поэтому громко кричит, указывая перелетом и криком путь к пчелиному гнезду. Медоед вскрывает гнездо и ест мед, а медоуказчик ест затем воск.

Деревья-эпифиты и муравьи. Корни эпифитов становятся убежищем для муравьев. Эпифит получает дополнительное питание из останков жертв муравьев

Медоносные пчелы, взаимодействуя с цветами, способствуют их опылению, а сами получают пищу.

Одноклеточные организмы поселяются на теле ночесветок. Гости поглощают углекислоту и используют свет, исходящий от ночесветок, избавляя хозяев от вредного углекислого газа и снабжая их кислородом.

Рыбки-клоуны прячутся от врагов среди жгучих щупальцев актинии. Актинии тоже польза — рыбки заманивают хищных рыб в объятия ядовитых щупальцев.

Распространение муравьями семян некоторых растений леса

Лишайники представляют собой сожительство гриба и водоросли.

Носороги и воловьи птицы. Птицы питаются мелкими животными, которые живут на коже носорога и беспокоят его, а также предупреждают криками об опасности, а носорог, таким образом, обеспечивает птиц пищей.

Буйволовые скворцы и буйволы. Птицы питаются насекомыми, которые живут на коже буйвола и беспокоят его, а буйвол, таким образом, обеспечивает птиц пищей.

Мурены и губанчики-чистильщики, которые выедая больные участки кожи и отмершие ее частички, уничтожают всех паразитов, обитающих у мурены на теле.

Мурены и губанчики-чистильщики, которые выедая больные участки кожи и отмершие ее частички, уничтожают всех паразитов, обитающих у мурены на теле.

Термиты и жгутиконосцы, живущие в кишечнике термитов и использующие их в качестве среды обитания. Жгутиконосцы переваривают несъедобную древесину, превращая ее в питательные вещества для термитов

Грибницы многих грибов связаны с корнями растений. Корни деревьев высасывают из грибницы воду с минеральными веществами, а грибница из корней — сахар

Взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница) с опыляющими их насекомыми.

Рыбы холодных и умеренных широт меньше страдают от паразитов. Здешние чистильщики не устраивают пунктов санобработки и странствуют по океану, проделывая внушительную работу. Однажды подсмотрели, как юнкер-сандагери обработал за 15 минут 21 рыбу.

источник

Дата 01.04.2018
Размер 153.42 Kb.
Тип Урок
    Навигация по данной странице:
  • Ход урока Организационный момент. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  • 11-12 баллов – 5 10-9 баллов — 4 8-7 баллов — 3 6 и менее — 2 Изучение нового материала.
  • Пожалуйста, сформулируйте цель нашего урока: Дать характеристику типам взаимоотношений между организмами.
  • Типы взаимодействий Характеристика Примеры
  • Внутривидовая конкуренция
  • IV. Закрепление изученного материала.
  • Вид взаимоотношений Примеры
  • Росянка и муха.
  • Заяц и крот.
  • Рябина и дрозд-рябинник.
  • Лось и хохлатая синица
  • Воробей в гнезде скопы.
  • Лисица и полевка.
  • Фитонциды хвойных растений и бактерии.
  • Клубеньковые бактерии и клевер.
  • V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание .
Тема: Типы взаимодействий живых организмов (9 б класс)

Оборудование: презентация, карточки-задания.

Цель урока: дать характеристику типам взаимодействий живых организмов и сформировать картину целостности органического мира

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания об экологических факторах; сформировать понятие основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • Развивающие: развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы;
  • Воспитательные: Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами говорили о действии абиотических факторов на живые организмы. Поэтому, чтобы плавно перейти к теме сегодняшнего урока нам необходимо повторить домашнее задание.

Экологические факторы, абиотические факторы, ограничивающий фактор, зона угнетения (пессимума), зона оптимума, критическая точка, пределы выносливости, эврибионты и стенобионты, толерантность

  1. Задание №1:Яйца аскарид развиваются при t° = 12-36°, а наиболее благоприятной для их развития является t° = 30°.

Найдите

1.1 критические точки (12 и 36)

1.3. пределы выносливости (36-12=24)

Задание №2: соотнесите примеры с терминами – эврибионты и стенобионты)

Примеры животных:

  1. обитатели морской литорали переносят регулярное осушение во время отлива, летом — сильное прогревание, а зимой — охлаждение, а иногда и промерзание
  2. некоторые виды южноамериканской колибри питаются нектаром цветков определенного вида растений, и область их распространения ограничивается малым ареалом данного растения.
  3. Австралийский сумчатый медведь коала может жить только на тех видах эвкалиптов, листьями которых он питается.
  4. Ооцисты паразитических простейших, личинки и яйца некоторых нематод способны переносить очень сильное промораживание, высушивание, устойчивы ко многим ядам, что позволяет им длит. время сохранять жизнеспособность.
  5. песцы в тундре могут переносить перепады температуры от -50 до 30 °C.
  6. Для рыб, обитающих в холодных морях Антарктиды и Северного Ледовитого океана, диапазон переносимых температур составляет 4–8 °C. С повышением температуры (выше 10 °C) они перестают двигаться и впадают в тепловое оцепенение.
  7. рыбы экваториальных и умеренных широт переносят колебания температуры от 10 до 40 °C.
  8. Оптимальная температура для жизни большинства организмов колеблется в узких пределах от 10 до 30 °C.
  9. Все процессы жизнедеятельности протекают при определенной температуре – в основном от 10 до 40 °C. Лишь немногие организмы приспособлены к жизни при более высоких температурах. Например, некоторые моллюски живут в термальных источниках при температуре до 53 °C, синезеленые (цианобактерии) и бактерии могут обитать при 70–85 °C.

Правильные ответы:

Задание 1:

  • 1.1 критические точки (12 и 36)
  • 1.2. точка оптимума(30)
  • 1.3. пределы выносливости 12-36 (36-12=24)
  • Задание 2:
Эврибионты Стенобионты
1, 4, 5, 7, 9 2, 3, 6, 8

Оценки:

6 и менее — 2

  1. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы изучали абиотические факторы, а сегодня биотические факторы.

Пожалуйста, сформулируйте цель нашего урока:

Дать характеристику типам взаимоотношений между организмами.

Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны, могут быть прямыми или косвенными.

Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Нам предстоит познакомиться с различными типами межвидовых отношений в природе, которые выделяются среди огромного многообразия взаимосвязей живых существ.

Наиболее распространена формальная классификация этих связей, в основу которой положена оценка результата взаимодействия двух особей. Результат для каждой из них оценивается как положительный (+), отрицательный (-) или нейтральный (0). Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

  • 00 – нейтральные
  • — — – взаимовредные
  • — 0 – вреднонейтральные
  • ++ – взаимополезные
  • +0 – полезнонейтральные
  • +- – полезновредные

А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу п. 53 стр. 197-199

Типы взаимодействий Характеристика Примеры
Хищничество +-
Конкуренция (меж- и внутривидовая) —

Нейтрализм (00)— тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимодействия. При нейтральных отношениях виды не связаны друг с другом и даже не контактируют между собой. Например, синицы и полевые мыши, белки и лоси, волк и дождевой червь.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.
Он рядом живет, все как будто прекрасно,
Но где только можно, он вас потеснит,
Участок отнимет и свет заслонит,
Умело обставит он вас на охоте –
Вы даже не сразу все это поймете.
Сумеет он дом и невесту отнять,
Останется вам только горько рыдать.
А все почему? Потому что крупнее,
Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,
А может быть, просто, он вас поумнее.
Бывает и так иногда у зверей.

О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

Конкуренция (- -) – это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д.

Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.

Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.

Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.

светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично;

  • корни осины тормозят рост дуба;
  • дуб угнетает чернику;
  • плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.
  • Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сейчас изучать

    Актиния на нем…
    Отшельник не досадует,
    Что ноша тяжела,
    Ведь часто крошки падают
    К нему с её стола»
    (Е. Фейерабенд)

    О каких взаимоотношениях речь?

    Симбиоз (++) – сожительство ( от греческого «син» – вместе, «биос» – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

    Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

    Протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

    Широко известен пример симбиоза между раками-отшельниками и актиниями. Последние поселяются на раковине, в которую прячет своё брюшко рак-отшельник. Стрекательные клетки щупалец актиний — надёжная защита обоих симбионтов. Питается актиния за счёт остатков пищи, активно добываемой раком.

    Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов – клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

    Мутуализм – оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. Типичный симбиоз – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших – симбионтов – термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

    Яркий пример мутуализма среди растений представляет сожительство мицелия гриба с корнями высшего растения – микориза (гифы оплетают корни и способствуют поступлению в них воды и минеральных веществ из почвы).

    Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений.

    Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единый организм. Симбиотические взаимоотношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба в теле лишайника как бы выполняют функцию корней, а клетки водорослей играют роль листьев зелёных растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

    Комменсализм (+0) – тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

    Существует несколько разновидностей комменсализма:

    Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия существуют между различными видами почвенных бактерий – сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли; взаимоотношения копытных и сурков.

    Нахлебничество – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина; гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи; акулы и рыбы прилипалы).

    Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

    Полезно-вредные(+-) – форма взаимоотношений, при которой один из взаимодействующих организмов испытывает отрицательное влияние, а второй положительное. Существует два вида таких взаимоотношений.

    Хищничество – способ добывания пищи и питания животных, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. Убивая и поедая жертв, хищники сокращают численность популяций видов-жертв. Для хищников характерно охотничье поведение. Большей частью хищникам удаётся поймать ослабленных (больных), очень молодых или старых животных, уже не принимающих участия в размножении. Тем самым хищники являются наиболее действенными «механизмами» естественного отбора. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д. Частным случаем хищничества служит каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

    Паразитизм – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

    Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм – хозяин служит для паразита источником питания, очень часто – местом обитания, защитой от врагов.

    В отличие от хищничества при нападении паразита хозяин не погибает сразу, но испытывает угнетение (в течение длительного времени). Другими словами паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку это обеспечивает его существование. Таким образом, паразитизм можно рассматривать как ослабленную форму хищничества. Например: ленточные черви, вши, клещи, печёночная двуустка – это паразиты, которые поражают животных. Паразиты, которые вредят растениям – повилика, заразиха, фитофтора, головневые и ржавчинные грибы, гриб-трутовик.

    Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

    • В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.
    • Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.
    • Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.
    • Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам:
    • обеспечению пищей,
    • изменению среды обитания,
    • расселению видов в пространстве.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

    Вид взаимоотношений Примеры
    Нейтрализм

    Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

    Аскарида и человек. Аскарида – круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

    Ель и сосна. Ель и сосна – растения хвойного леса, которым для осуществления процесса фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными веществами.

    Заяц и крот. Заяц – наземное травоядное животное, крот – подземное насекомоядное животное.

    Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

    Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

    Раффлезия и лиана. Раффлезия высасывает соки (воду и питательные вещества) из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

    Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

    Лось и хохлатая синица . Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

    Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

    Воробей в гнезде скопы. Скопа – рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

    Микориза. Микориза – это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

    Лисица и полевка. Лисица – хищник, питающийся мышевидными грызунами.

    Волк и бабочка-крапивница. Волк – хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки – листьями растений.

    Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

    Лев и птицы – падальщики. Лев – крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

    Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

    2. Решите биологические задачи.

    • Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? (Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)
    • Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук – листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании? (Разное питание личинок и взрослых майских жуков уменьшает их конкуренцию за пищу, помогает выживанию вида)

    V. Подведение итогов.

    VI. Домашнее задание. §53, вопросы на стр. 199.

    источник